Sergei Keler (nw_wind) wrote,
Sergei Keler
nw_wind

Очумелые ручки тренируют аккумулятор.

Очумелые ручки тренируют аккумулятор.

Зима. Мотоцикл грустит в гараже, а его аккумулятор стоит в кладовке медленно разряжаясь и теряя ёмкость. Продавцы мотозапчастей потирают руки в предвкушении роста продаж батарей, что поумирали в межсезонье. Как бороться с собственной криворукостью и продавцовской алчностью? Правильно! Не дать умереть аккумулятору.






Не секрет, что кислотная батарея имеет множество недостатков, а главный из них -- это снижение ёмкости при длительном разряде, ну и там всякие сульфатации итп тоже важны. зарядные устройства средней и низкой ценовой категории позволяют лишь заряжать аккумулятор, но этого мало. Восстановить ёмкость можно лишь тренируя, то есть, разряжая и заряжая.






Так как зарядник местного питерского производства с поддержкой тренировки стоит от 5000р, я решил сделать это нехитрое устройство сам. В 21 веке проще и дешевле обойтись микроконтроллером. Я взял Arduino Pro Mini (100р), реле на 10А (32р), потенциометр (копейки), лампочку H4 на 55Вт в качестве нагрузки, мозг и руки (бесценно).






Сначала нарисовал схему, потом собрал макет. Работает так: Контроллер измеряет напряжение на батарее используя делитель 1:3 из потенциометра (аналоговая нога 0). Сам контроллер запитан от порта USB и там напряжение более-менее постоянное. При включении он переходит в режим "зарядка", то есть, реле (нога 2 по моей схеме) переключает + батареи на зарядник. При нажатии кнопки (ножка 3 на землю у меня) устройство переходит в режим "разряд" и переводит + на лампочку. Если напряжение падает ниже лимита, переключает обратно в "заряд". Во время разряда можно перейти к заряду ткнув в кнопку.






В итоге, я чуть потыкав паяльником, собрал макет, взял полудохлую батарею от джебеля, подключил всё, откалибровал потенциометром измерение напряжения и подключил зарядник, настроенный на ток 0.8А.






Ткнул кнопочку и ура, лампочка загорелась! Напряжение начало понемногу падать, достигло заявленных 10.8В и контроллер переключил аккумулятор обратно на зарядку.






Оно работает. За пару дней аккумулятор восстановил ёмкость.






Что хочу улучшить? Да. Хочу поставить в линию амперметр (на втором фото слева) на 20А и предохранитель на 10А. Это даст мне возможность определять завершение заряда и автоматические переключение на разряд. Кроме того, я могу вычислить ёмкость батареи зная время, напряжение и ток. Красоту можно выводить на дисплей (на втором фото вдали не в фокусе).






Дома ждут ещё аккумуляторы от VX800 и от R1200GS.

Такие дела, братцы.

Код доступен по GPL 3 вот здесь: github.com/nw-wind/BatteryTrainer
Схему положу туда же, когда красиво отрисую.

Tags: микроконтроллер, мотоцикл, рукоблудие, электроника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments