Sergei Keler (nw_wind) wrote,
Sergei Keler
nw_wind

Очумелые ручки тренируют аккумулятор.

Очумелые ручки тренируют аккумулятор.

Зима. Мотоцикл грустит в гараже, а его аккумулятор стоит в кладовке медленно разряжаясь и теряя ёмкость. Продавцы мотозапчастей потирают руки в предвкушении роста продаж батарей, что поумирали в межсезонье. Как бороться с собственной криворукостью и продавцовской алчностью? Правильно! Не дать умереть аккумулятору.






Не секрет, что кислотная батарея имеет множество недостатков, а главный из них -- это снижение ёмкости при длительном разряде, ну и там всякие сульфатации итп тоже важны. зарядные устройства средней и низкой ценовой категории позволяют лишь заряжать аккумулятор, но этого мало. Восстановить ёмкость можно лишь тренируя, то есть, разряжая и заряжая.






Так как зарядник местного питерского производства с поддержкой тренировки стоит от 5000р, я решил сделать это нехитрое устройство сам. В 21 веке проще и дешевле обойтись микроконтроллером. Я взял Arduino Pro Mini (100р), реле на 10А (32р), потенциометр (копейки), лампочку H4 на 55Вт в качестве нагрузки, мозг и руки (бесценно).






Сначала нарисовал схему, потом собрал макет. Работает так: Контроллер измеряет напряжение на батарее используя делитель 1:3 из потенциометра (аналоговая нога 0). Сам контроллер запитан от порта USB и там напряжение более-менее постоянное. При включении он переходит в режим "зарядка", то есть, реле (нога 2 по моей схеме) переключает + батареи на зарядник. При нажатии кнопки (ножка 3 на землю у меня) устройство переходит в режим "разряд" и переводит + на лампочку. Если напряжение падает ниже лимита, переключает обратно в "заряд". Во время разряда можно перейти к заряду ткнув в кнопку.






В итоге, я чуть потыкав паяльником, собрал макет, взял полудохлую батарею от джебеля, подключил всё, откалибровал потенциометром измерение напряжения и подключил зарядник, настроенный на ток 0.8А.






Ткнул кнопочку и ура, лампочка загорелась! Напряжение начало понемногу падать, достигло заявленных 10.8В и контроллер переключил аккумулятор обратно на зарядку.






Оно работает. За пару дней аккумулятор восстановил ёмкость.






Что хочу улучшить? Да. Хочу поставить в линию амперметр (на втором фото слева) на 20А и предохранитель на 10А. Это даст мне возможность определять завершение заряда и автоматические переключение на разряд. Кроме того, я могу вычислить ёмкость батареи зная время, напряжение и ток. Красоту можно выводить на дисплей (на втором фото вдали не в фокусе).






Дома ждут ещё аккумуляторы от VX800 и от R1200GS.

Такие дела, братцы.

Код доступен по GPL 3 вот здесь: github.com/nw-wind/BatteryTrainer
Схему положу туда же, когда красиво отрисую.

Tags: микроконтроллер, мотоцикл, рукоблудие, электроника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments